Юг России Инфо
 
 
 
Сделать стартовой  | Добавить в избранное
 
  Публикации
 
Логин: Пароль :     Регистрация на сайте | Напомнить пароль?
 
  Пресс-центр
 
 

Размещение
материалов
на сайте
 
 
  Карта юга России
 
 

 

Славянский мир и Юг России – история и современность

Авторское, Новость дня
 Славянский мир и Юг России - история и современность.

В начале своего выступления разрешите сослаться на мнение одного, с моей точки зрения, достаточно компетентного и авторитетного европейского эксперта 19 века в области геополитических и этнополитических проблем. Он сказал «Умирая, я оставляю двух победителей, двух «гераклов в колыбели»: Россию и Соединенные Штаты Америки». Этот вывод принадлежит императору Франции Наполеону Бонопарту. Очередной виток истории подтверждает основательность этого экспертного заключения, сделанного в 19 веке. Правда, с некоторыми уточнениями на начало 21 века.
Выращивание одного Геракла, как экономического бройлера, привело в его общественно-политическом организме к финансовому имуннодефициту в кризисной форме, а другого, старшего по историческому возрасту, но пытавшегося питаться из той же бутылочки по совету очень либеральных нянек, эти самые няньки пытаются уговорить, что не время еще самостоятельно ходить. А когда молодой постсоветский «Геракл» пытается приподняться, то его обкладывают идеологическими подушками под колыбельную песню о потере собственной идентичности и поисках новой
Но глобализированный кризис так громко застучал в дверь, что настала объективная пора просыпаться и задать себе извечные вопросы. Нет, не кто виноват, и что делать? А кто мы? Откуда мы? И главное - куда мы? Именно по этой причине с самого начала конференции, необходимо определиться: Россия - это славянское государство или государство, где проживают славяне. По Конституции Российской Федерации и Федеративному договору мы государство, населенное многонациональным народом, по доктринальным установкам директора института этнологии и антропологии РАН академика В.А.Тишкова «полиэтничная нация» в которой использование термина «государствообразующая нация» или хотя бы понятия о «консолидирующей» роли русского народа есть непременное условие развала России. Цитирую Тишкова: «...Доктринально неверные установки о некой «государствообразующей нации», а также дебаты о «русскости» (вымирание, уникальность, величие и прочие) способствуют эмоциональной и политической солидарности некоторой части населения, которое считает себя русскими, но радикально раскалывает страну по основному этнокультурному разделу. Это блокирует развитие общероссийского (гражданского) патриотизма и консолидацию населения во имя задач социального преуспевания и демократического обустройства страны...». 
Мировой экономический кризис показал, что, попытка участия России в процессе глобализации без учета ее исторической специфики не приближает это самое социальное преуспевания основной массы населения и экономическая политика страны требует серьезной коррекции. 
Появление термина «суверенная демократия» показывает серьезное осмысление руководством страны, той самой реальности, которая показывает, что «обеспечивающие» процесс глобализации научные доктрины, в которых русские называются «некоторой частью населения» страны не могут быть концептуальной основой для построения нового российского демократического государства. 
И политическая практика дает подтверждение такому выводу. 
10 дней назад 18 февраля в г. Брянске под лозунгом -«Экономическим связям славянских государств - крепнуть!» состоялся Первый Славянский международный экономический форум, организованный при содействии Администрации Брянской области, профильных министерств и ведомств России, Белоруссии, Украины, Молдовы. В работе форума приняли участие делегации из Белоруссии, Украины, Словении, Польши, Сербии, Республик Молдова, Абхазия и Южная Осетия, а также Китая.
В ходе форума председатель Государственной Думы России, «единоросс» Б.Грызлов заявил следующее: «Процесс глобализации не отменяет суверенитет государств и не стирает границы, а значит, выражение „национальные интересы" не утратило свой смысл. И судя по всему, не утратит в обозримом будущем». Очевидно, что в данном контексте глава нижней палаты законодательного органа страны имел ввиду интересы славянского государства России и всех народов проживающих на ее территории.
Ранее, в феврале 2006 года в своей работе «Национализация будущего», где впервые в политическом пространстве страны прозвучал термин «суверенная демократия» заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации В.Ю.Сурков выразил эту мысль следующим образом: 
«Для России жертвовать сегодня национальной свободой ради модных гипотез было бы так же безрассудно, как в советское время - ради карл-марксовых призраков. А расплачиваться ею за еду и одежду (и даже за «оборудование») - и безрассудно, и унизительно. 
И еще в этой работе подход к пониманию термина «российская нация» трактуется Сурковым следующим образом.  
«Судьба российской нации непрерывно решается как нелинейное уравнение разнородных интересов, обычаев, языков и религий. Русские, неутомимые вершители этой высокой судьбы, плотно сплетены с народами, вовлеченными в создание многогранного российского мира. Вне татарского, угорского, кавказского измерений русское политическое творчество неполно.
Заглохший (вроде бы) сепаратизм некоторых национально-титулованных территорий оставил повсюду тлеющие очаги культурной замкнутости и архаической нетерпимости. Этнически окрашенные преступные конгломераты (прежде всего террористические) заразили ксенофобией многих людей разных национальностей. Нашлись и среди русских поддавшиеся пропаганде невероятной жизни без соседей и «приезжих».
В каждом регионе и «приезжие», и «местные» должны вести себя в рамках закона и приличия. Этнокриминалитет и сопутствующая ему ксенофобия разрушат русское многонациональное государство, если не будут побеждены правосудием, просвещением и успешным развитием.
Величайшие русские политические проекты (такие как Третий Рим и Третий Интернационал) были обращены к людям других народов и открыты для них. Критически анализируя прошлое, признавая ошибки и провалы, мы вправе и будем гордиться всем лучшим, что унаследовано от империи и Союза. В том числе - уникальным опытом взаимопонимания Православной церкви с исламской общиной, иными конфессиями, всестороннего взаимодействия и взаимопомощи земель и городов.
Русская мысль органически толерантна. Русская политическая культура исходит из межэтнического мира и стремится к нему. Нет никаких сомнений, что русский демократический проект открыт и должен быть привлекателен для всех российских народов». 
Очевидно, что данная трактовка «российской нации», как «русского многонационального государства» глубоко отличается от подходов В.Тишкова . 
Но, слава Богу, что в России есть другая категория академических российских нянек, которые ведут свою родословную от Арины Радионовны. Они отчетливо понимают, что свой Геракл исторически не может быть клоном заокеанского, и он вырастет на отечественной славянской русской основе, не выпадая из Европы и поддерживая конструктивные отношения с Западом.
Вот некоторые положения из доклада директора института славяноведения РАН, доктора исторических наук Константина Никифорова.
«Европу часто рассматривают только как романо-германское образование. Но, конечно, Европу невозможно представить и без славян. На протяжении, по крайней мере, двух последних тысячелетий значительную часть населения Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы составляли славянские народы. То есть с этнической точки зрения Европа есть симбиоз Романии, Германии и Славии. Сегодня примерно половина всех славян - русские, а вместе с белорусами и украинцами они составляют 2/3 славянского населения Европы,
После заселения славянами в раннем Средневековье огромного пространства от Балтики до Балкан говорить о них, как о чём-то едином и целом, трудно. К началу XIX века они жили в пределах Российской, Османской и Австрийской империй, а также Пруссии и Саксонии. К этому времени все славянские народы, кроме русского, потеряли свою независимость. Перелом происходит где-то на рубеже XVIII и XIX веков, когда начинается мощный процесс национального Возрождения зарубежных славянских народов, связанный с национальным пробуждением, ростом национального самосознания, периодом романтизма в национальных культурах, формированием литературных языков, началом борьбы за национальное освобождение и восстановление своей государственности. И всё это начинается с появлением почти во всех зарубежных славянских странах великих просветителей, «будителей», как их тогда назвали. Практически все деятели славянского национального Возрождения обращали свой взор на Россию - повторим, единственное независимое славянское государство того времени. Была надежда, что великая славянская страна поможет своим братьям в их освобождении от иноземного гнёта. Кроме тяги к России появилось и тяготение славян друг к другу. Именно с этого времени можно говорить о таком понятии, как славянская взаимность, или славянская общность. Считается, что первыми идею «славянской взаимности» как целостной концепции сформулировали в 20-30-е годы XIX века великие словаки - Ян Коллар и Павел Шафарик. Её отражением стали, в частности, Славянские съезды - в 1848 году в Праге и в 1867 году в Москве.
Появление идеи славянской взаимности не могло не встретить противодействия. Прежде всего, со стороны соседей славян - немцев и австрийцев. Следуя за Гегелем, многие немецкие и другие западные политики и исследователи, в том числе Маркс и Энгельс делили все народы на «исторические» и «неисторические». К «неисторическим» относили славян. Немецкоязычная литература сделала из идеи славянской взаимности жупел, низведя её к «панславизму», то есть к якобы экспансионистским планам России. Политика раздувания ложных страхов перед «русской угрозой» маскировала, как правило, собственные экспансионистские планы. 
XX век для славян оказался совершенно непохожим на предшествовавший. С одной стороны, в начале века германская угроза породила среди славян так называемое «неославистское движение», признававшее равенство в славянском мире православия и католицизма и самостоятельное развитие каждого славянского народа. Это право было во многом реализовано, когда после Первой мировой войны распались империи, в которые они входили. Но, с другой стороны, славянская идея, или идея славянской взаимности, пережила первый серьёзный кризис, связанный с октябрьскими событиями в России.».
«Ленинской национальной политике» славянская идея была глубоко чужда, В 20-30-е годы был фактически уничтожен весь цвет отечественной славистики: «академическое дело», «дело славистов» и т. п. 
В годы Второй мировой войны идея славянской взаимности вновь стала актуальной. Более того, под эгидой Коминтерна был создан Всеславянский комитет, а славянская идея стала одной из доктринальных и пропагандистских основ советской внешней политики. Однако после конфликта Сталина с Тито в 1948 году
деятельность Всеславянского комитета была заморожена..
После начала перестройки в СССР, «бархатных революций» 1989 года в Восточной Европе, распада СССР, развала Югославии, мирного развода Чехии и Словакии славянская идея пережила второй за XX век серьёзный кризис. Подтверждением: глубины кризиса является и череда войн в бывшей Югославии, где славяне воевали со славянами, и такое явление, как русофобия, затронувшее не только Польшу (русско-польские отношения всегда были сложные), но и Болгарию, и даже Украину. 'Гак или иначе, сегодня славянский мир расколот. На повестке дня вопрос, возможно ли сегодня в той или иной мере восстановление славянской взаимности?
Для России эта задача делится на две части - по отношению к восточным славянам (белорусам и украинцам) и по отношению к южным и западным славянам. 
С конца 80-х годов прошлого века одновременно с крахом социализма начала разрушаться и самобытность восточноевропейских стран. Поставлен под вопрос сам факт дальнейшего существования этого особого региона Европы, его своеобразия. С другой стороны, этот регион никогда не станет Западной Европой. Недаром уже появился термин «старая» и «новая» Европа».
Возникшая ситуация начинает беспокоить и «новых европейцев». Страны региона вновь начинают чувствовать общность интересов, которые отнюдь не ограничиваются вопросами евроатлантической интеграции. Эта тенденция усиливается с ростом у некоторых региональных лидеров скептицизма относительно перспектив интеграционного сближения с Западной Европой. Один из самых, известных «евроскептиков» президент Чехии Вацлав Клаус пишет, что «Чехии в ближайшее время уготована роль чистого плательщика, а не получателя средств» и. что новые члены не могут «влиять на процессы принятия решений в ЕС и ещё долго будут оставаться в роли «младших братьев»
А России нужно, на наш взгляд, всячески поддерживать это ещё слабое, но уже появившееся стремление стран Центральной Европы и Балкан к сохранению своей идентичности. Тем более что по некоторым параметрам Россия и сама является частью этого региона. В некоторых региональных организациях она уже участвует, в других - должна участвовать или стимулировать их создание, чтобы затем в них активно участвовать, В этом ряду обязательно должны быть и славянские организации, прежде всего - культурные, просветительские, образовательные, научные. Именно оживление культурных и научных связей создаёт сегодня предпосылки для общего улучшения отношений между славянскими народами.
Тесное сотрудничество России со славянским миром не должно, конечно, противопоставляться её сотрудничеству с Западной Европой, Америкой или Азией. Одно не исключает другого. Ведь Россия давно ищет себя в трёхмерном пространстве, по трём: осям координат: Россия и Запад, Россия и Восток, Россия и славянский мир. Отсюда и такие явления в отечественной общественной мысли, как западничество, славянофильство и евразийство. Отсюда и такие области гуманитарных знаний, как славяноведение или востоковедение.
Без развития отношений со славянским миром Россия просто не сможет существовать. Это не только сфера обеспечения её национальных интересов. Принадлежность к славянству часть нашего самосознания. Недаром ещё в XIX веке говорили, что славяноведение есть отечествоведение. Недаром 24 мая у нас отмечается замечательный праздник День славянской письменности и культуры, День памяти Кирилла и Мефодия».
Обсуждая перспективы культурного и экономической взаимодействия, славянских государств, необходимо еще и еще раз возвратиться к теме положения русского населения в постсоветском пространстве, а также обратить особое внимание на проблемы славянского населения республик Северного Кавказа.
Как известно, более 25 миллионов человек, чьи исторические корни лежат в России, проживают за ее рубежами в новых государствах. Не менее 20 миллионов из них - русские. В одночасье русские стали крупнейшим разделенным народом в мире. В результате реэмиграции Россия приняла более 8 миллионов переселенцев, из которых 83% составляют русские люди. Известно, что пик постсоветской миграции пришелся на 1994 год, когда в Россию из всех стран СНГ и Прибалтики прибыло более 700 тысяч человек. Необходимо обратить внимание, что пик эвакуационной миграции славян, из российских республик Северного Кавказа, прежде всего из Чеченской и Ингушской, также пришелся на 1994 года и составил около 300 тыс. чел.
Русские Украины, например, составляющие 22% населения, всегда были и остаются, наряду с украинцами, крупнейшим народом на ее территории. Подобная ситуация сложилась в Казахстане. В Эстонии по последним данным проживает около 1.5 миллиона человек, а русские составляют 30% из них. Население Латвии - около 2.4 миллиона человек, из них также 30% - русские. Таким образом, очевидно, что самоидентификация русских, проживающих в так называемом новом зарубежье за пределами Российской Федерации, осложнена в силу процессов, вызванных скоропостижным распадом Советского Союза и упирается в искусно сконструированный кризис идентичности, который почти 20 лет переживает сама Российская Федерация и народонаселение на ее территории. Кто мы в России: русские или «россияне»? Нынешняя Российская Федерация - это славянское государство то есть такое же национальное государство, каким пытается стать Украина, Грузия, Казахстан или Туркмения? Или же Россия - это государство где живет «многонациональный народ» (по Абдулатипову) или «полиэтничная нация» (по Тишкову).
Каждый крупный ученый, к которым, несомненно, относится В.Тишков, имеет право на свою научную доктрину, но когда эта доктрина предлагается в качестве идеологического продукта для неких партийных структур, то она должна подвергнуться глубокому анализу, прежде всего практиками, занимающимися национальной проблематикой. 
В настоящее время В.Тишков совместно с координатором ВПП «Единая Россия» по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями, послом по особым поручениям МИД России, доктором политических наук Абдул-Хакимом Султыговым начали издавать «Вестник Российской Нации». 
В первом номере вестника, вышедшего в 2008 году, в статье «Нация и национальная идентичность в России» в Российской Федерации, по мнению В.А.Тишкова, существует три разных взгляда на общество и государство. 
1) Россия есть многонациональное государство с населением, состоящим из многих наций, и в этом ее радикальное отличие от остальных государств мира; 
2) Россия - национальное государство русской нации с меньшинствами, члены которых могут становиться русскими или же признать государствообразующий статус русских;
3) Россия - национальное государство с многоэтничной российской нацией, основу которой составляет русская культура и язык в которую входят представители других российских национальностей (народов). 
Очевидно, что эти конструкты принадлежат самому автору статьи и критика первых двух должна привести к признанию третьего, но:
Россия есть многонациональное государство по ее Основному Закону, и в этом нет уникальности ситуации, а больше игры со словами «национальный», «национализм» и трактовок использования этих иностранных терминов, наряду с термином «этничность» и «этнический» в отечественной политической и научной практике;
второе определение никакого отношения к науке не имеет. Это из пиара (хотите ли вы быть здоровыми и богатыми или бедными и больными?). Статус государствообразующей нации для русских вовсе не заставляет представителей других национальностей становиться русскими и не поражает их в национальных правах;
и, наконец, третья формулировка, в которой автор за основу принимает русскую культуру и язык, но не хочет их увязывать с «...некоторой частью населения, которое считает себя русскими...». 
Попытаемся применить эту формулировку В.Тишкова, допустим к Израилю.
«Израиль - национальное государство с многоэтничной израильской нацией, основу которой составляет еврейская культура и язык (иврит) в которую входят представители других израильских национальностей» 
Культура есть, язык есть, а кто их создавал - нет. И в том, и в другом случае абсурд. Формулировку В.Тишкова могут примерить на себя «самые демократичные» в постсоветском пространстве Грузия и Украина.
Можно полемизировать и дальше, но окончание дискуссии могут не дождаться миллионы наших соотечественников на постсоветском пространстве и оставшееся славянское (русское) население в республиках российского Северного Кавказа, этнополитическое пространство которого постепенно с уходом славян (русских) трансформируется в моноэтнические анклавы, традиционно конфликтующие между собой. И теоретические вопросы в этом процессе играли и играют не последнюю роль.
Принятая в июне 1996г. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, а затем, в 1999г. проект «Основных направлений реализации Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе», разработанные под руководством Р.Абдулатипова, концептуально разделили казаков и русских, но так и не определили статус русских (казаков), как «коренного», «старожильческого» или «консолидирующего» народа Северного Кавказа.
7 сентября 2005 г. Межведомственная комиссия по внесению корректив в Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 03.03.2005 г. №24 в соответствии с поручением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № МФ-П11- 6984; обсудила проект документа.
В разделе государственно-правовая сфере есть пункт:
признание консолидирующей роли русского народа в формировании единого многонационального российского общества;
этот пункт вызвал яростную критику со стороны «тишковцев» и с тех пор лежит под сукном. 
В мае того же 2005 го в Ростове-на-Дону Президент России В.В.Путин сказал «Исход русских означает потерю квалифицированной рабочей силы, означает потерю целых отраслей производства, культуры производства, и больше того, это означает нарушение культуры совместного проживания народов на этих территориях, что было достоянием Северного Кавказа на протяжении столетий». А в этом и содержится консолидирующая и модернизационная роль славян (русских) в конфликтном регионе.
Около 200 участников международной научно-практической конференции «Миграционные процессы на Юге России» (СКАКС, Ростов-на-Дону, май 2007 года) в итоговом документе конференции оценили этномиграционную ситуацию в регионе следующим образом:
«...государство не должно допускать образование моноэтнических анклавов, которые могут стать причиной национальной напряженности...Отток русского населения привел к снижению качества трудовых ресурсов. Это существенно ограничивает возможности модернизации экономики в национальных республиках, способствует консервации социально-экономического отставания от других регионов страны. По этой же причине резко упал уровень образования и здравоохранения.
Ситуация может стать еще хуже, если будет развиваться эффект бумеранга, когда представители южно-российских национальных республик будут подвергаться притеснению в других регионах страны и в результате воздерживаться от миграции и даже контактов в собственной стране, ограничивая жизненное пространство «своей» республикой. Растущие в результате более высокой рождаемости регионы страны окажутся этнически гомогенными изолятами с избытком трудовой силы и с завышенными социальными ожиданиями образованного населения. Вывод, который необходимо сделать, однозначен: возвращение русского и русскоязычного населения на Северный Кавказ, воссоздание там полиэтнической среды является непременным условием стабильности обстановки, восстановления управляемости региона, ускорения его социально-экономического развития...».
Для проведения в регионе последовательной государственной политики необходимо концептуально определить роль славян (русских) в многонациональном российском государстве. 
Эскалация грузино-осетинского конфликта, повлекшая фазу активных боевых действий в непосредственной близости от границ России, участие усиленного контингента миротворческих сил Российской Федерации в локализации грузинской агрессии на территории Южной Осетии оказали существенное влияние на контуры геостратегического равновесия в данном регионе и сейчас это равновесие необходимо сохранить. И роль славянского гражданского населения в этом процессе должно сыграть важнейшую государственную роль.
Сложившуюся ситуацию хорошо понимает научное сообщество Юга России. По мнению ученых Южного научного центра Российской Академии наук необходимо внести в новую редакцию Государственной национальной политики Российской Федерации положение о государствообразующей роли русского народа. 
В обществе должен быть осознан тот факт, что без русского и славянского населения процессы архаизации в республиках будут только возрастать и из этих республик уедет не только славяне, но и экономически активное автохтонное население, что и происходит в настоящее время. 
В настоящее время возникла необходимость создания экспертного научного сообщества из представителей научных центров РАН в регионе, а также заинтересованных вузов и отдельных исследователей с целью разработки концептуальных подходов по определению положения и роли русского населения в этнополитических процессах на Юге России, федеративных отношений и национальной политике. 
В свою очередь, на правах практика, занимающегося около 20 лет национальными и религиозными проблемами на Юге России, позволю предложить свое определение российской государственности.
Россия есть многонациональное государство, в котором русским, русскому языку и культуре принадлежит государствообразующая и консолидирующая историческая роль. Для русских - это не ностальгия по «имперскому прошлому», а новая историческая ответственность в новых исторических условиях. 
В этой трактовке, близкой к высказываниям В.Суркова и Б.Грызлова, все национальности Росси, и русские в том числе, не лишаются своей национальной идентичности и национальных прав, а термин «национальный» как «общегражданский» сохраняет свое значение. 
В.Тишков и его единомышленники прекрасно знают, что в английском языке нет разделения терминов «русский» и «российский» «рашн» или «раша» все равно обозначает русское, а не российское, а это значит, что попытка лишить русских своей идентичности направлена на внутренний политический рынок. И «некоторая часть населения, которая считает себя русскими» в России (а это пока свыше 100 миллионов человек) никогда не согласится с таким «нетолерантным» подходом.
Культурные традиции государствообразующего русского народа должны являться духовной основой национальной безопасности Российской Федерации.
Такая концептуальная государственная установка позволит не только проводить артикулированную внешнюю политику государства в условиях разрастающегося кризиса, но и решать проблемы внутренней консолидации большинства населения страны для реализации задач национального масштаба, в том числе адекватно реагировать на угрозы национальной безопасности России, прежде всего на ее южных рубежах. 







Источник - С.И.Попов. Государственный советник Российской Федерации 2 класса, доцент кафедры теории государства и права РГУПС, член Союза журналистов России.
 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


Другие новости по теме:
  • Участники конференции в Ростове-на-Дону обратили особое внимание на положен ...
    27-28 февраля в Ростовском государственном университете путей сообщения состоялась 6-я Международная научно-практическая конференция «Государственность и право славянских народов в

  • Государственность и право славянских народов
    «Ростовский государственный университет путей сообщения» в г. Ростове-на-Дону провел VI международную  научно-практическую конференцию «государственность и право славянских народов  в

  • Российский народ и национальная идентичность
    Антрополог и этнограф Валерий Тишков: Вопреки старым прописям и нынешним путаным дебатам считаю, что наиболее адекватным и научным является взгляд на Россию как на национальное государство





  •  
      Объявления
     
     
     
     
     

     
      Популярные статьи
     
     

     
     
      Опрос
     
     
    Сколько вам лет?

    12-16
    17-22
    23-28
    29-35
    36-45
    более 45



    Показать все опросы

     
     
    Главная | Регистрация | О нас | Реклама | Правила | Статистика | Контакты

    Правила обработки персональных данных COPYRIGHT © 2004-2019 Southru.info All Rights Reserved